Книга: «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия
Автор: Андрей Боков
Архитектура: Леонид Павлов
Проект: Реконструкция Москвы 1966 год
Издательство музея Гараж отправило мне любопытную книгу Андрея Бокова «Параллельная архитектура». Она раскрывает тему малоизвестной и неформальной проектной деятельности советских архитекторов 1960—1980-х гг.
Меня заинтриговал раздел про советские конкурсы, их подход к проведению и характер отбора. Перекладывая информацию из книги на современное время, я вижу отчётливые параллели с тем, что сейчас происходит на рынке.
Если во времена Сталина архитектурные конкурсы были событиями общенационального характера, то с 60-х годов они приобретают локальный и внутрипрофессиональный характер. С другой стороны, этот специфический клуб конкурсной практики, в отличие от практики проектной позволял амбициозным и энергичным представителям профессии погрузиться в «игру» и отвлечься от проектной рутины. Это было чуть ли не единственным способом самореализоваться.
Конкурсная субкультура наполнялась своими героями, рейтингами и суждениями. Чем сильнее становился разрыв между практикой и конкурсом, тем отчётливее вырисовывался порождаемый ими «побочный» продукт, именуемый ви́дением. Автор называет ви́дение «единственно ценным сухим остатком», я бы добавил, что этот «остаток» стал чуть ли не главным событием в архитектурной среде того времени, поскольку конкурсная субкультура раскрыла во времена СССР множество талантливых архитекторов. А традиция проведения конкурсов и по сей день является трамплином для сильных и амбициозных специалистов.
PS В качестве примера приведу конкурсный проект перепланировки Москвы 1966 года из книги, ставший предвестником основного Генплана 1971 года.
@gorkjournal
Автор: Андрей Боков
Архитектура: Леонид Павлов
Проект: Реконструкция Москвы 1966 год
Издательство музея Гараж отправило мне любопытную книгу Андрея Бокова «Параллельная архитектура». Она раскрывает тему малоизвестной и неформальной проектной деятельности советских архитекторов 1960—1980-х гг.
Меня заинтриговал раздел про советские конкурсы, их подход к проведению и характер отбора. Перекладывая информацию из книги на современное время, я вижу отчётливые параллели с тем, что сейчас происходит на рынке.
Если во времена Сталина архитектурные конкурсы были событиями общенационального характера, то с 60-х годов они приобретают локальный и внутрипрофессиональный характер. С другой стороны, этот специфический клуб конкурсной практики, в отличие от практики проектной позволял амбициозным и энергичным представителям профессии погрузиться в «игру» и отвлечься от проектной рутины. Это было чуть ли не единственным способом самореализоваться.
Конкурсная субкультура наполнялась своими героями, рейтингами и суждениями. Чем сильнее становился разрыв между практикой и конкурсом, тем отчётливее вырисовывался порождаемый ими «побочный» продукт, именуемый ви́дением. Автор называет ви́дение «единственно ценным сухим остатком», я бы добавил, что этот «остаток» стал чуть ли не главным событием в архитектурной среде того времени, поскольку конкурсная субкультура раскрыла во времена СССР множество талантливых архитекторов. А традиция проведения конкурсов и по сей день является трамплином для сильных и амбициозных специалистов.
PS В качестве примера приведу конкурсный проект перепланировки Москвы 1966 года из книги, ставший предвестником основного Генплана 1971 года.
@gorkjournal